Проведение ассоциативного теста Юнга
Общий принцип ассоциативного теста Юнга — постепенное погружение в собственное бессознательное. По пути вглубь человек постепенно обходит блокировки разума. Происходит это настолько быстро, что наши подопечные не успевают включить логику.
Начало тестирования
Проведение теста в нашем центре реабилитации наркоманов и алкоголиков идет по такому сценарию:
- всем присутствующим мы раздаем чистые листы большого формата и ручки;
- бумагу ребята располагают горизонтально;
- далее они проставляют по 16 точек в столбик с левого края листа;
- напротив каждой точки требуется написать любое существительное, приходящее на ум.
Чтобы задать тему для ассоциаций, наши психологи заранее подготавливают специальные картинки. Подопечные смотрят на изображение и вписывают в первый столбец именно то, что лично у них связано с ним.
Второй этап: объединение
Далее ведущий психолог говорит соединить слова попарно. Делается это в строгом порядке — первый со вторым пунктом, третий — с четвертым и так далее. В итоге образуется восемь пар.
Следующее задание — быстро придумать общее слово для каждой пары. Например, если изначально были «мама» и «папа», то конечным словом будет, например, «семья» или «родители». Правил здесь нет — ассоциации идут свободно, получаются разными у всех.
Не сложно догадаться, что по тому же принципу и вновь появившиеся слова дальше нужно объединить тем же способом. В третьем столбце будет уже всего четыре существительных, в четвертом — всего два.
После того, как последняя пара сольется в одно-единственное слово, тест заканчивается. Ключ к пониманию проблемы, изображенной на предложенной картинке, найден. Теперь у психолога есть ценная информация, как работать с каждым отдельным подопечным центра.
Что обозначает каждый из столбцов
Психологу важен не только конечный результат, но и путь, которым к нему пришел каждый из зависимых. Чтобы тест Юнга стал постоянным инструментом и для самого подопечного, в конце даются расшифровки для каждой группы слов.
Самый первый левый столбик слов — это поверхностный уровень предложенной темы, более-менее соответствующий объективной реальности. Эти вещи — самые очевидные и мало относящиеся к самому человеку.
Следующая восьмерка слов — это доводы логического разума. Это то, что сами ребята сознательно используют как объяснение той или иной проблемы. Но одного рассудка для работы не достаточно. Поэтому необходимо продвигаться вглубь.
Третий столбец уже ближе к сердцу человека — это уровень чувств. Нередко подопечные центра уже на этом моменте начинают узнавать новое о самом себе. Эти четыре слова могут оказаться вполне неожиданными.
Но главный столбик будет состоять всего из двух самых главных предметов или понятий. И именно из их соединения получается ключевое слово.
Ключ: для чего он нужен и как его использовать
В первую очередь полученным ключом «открывает двери» к истине сам тестируемый. Итоговое слово будет непроизвольно вертеться в его голове, открывая с каждым днем все больше возможностей к преодолению зависимости.
Психолог центра в Санкт-Петербурге «Логос» помогает в этом процессе. В беседах он может спрашивать, что ребята думают по поводу результатов теста. Смысл итогового слова одновременно дает специалисту ориентир к дальнейшей работе. Становится ясно, какая альтернатива приему наркотиков существует у конкретного человека.